Отходы – это ресурс
В Воронежском государственном техническом университете при поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева состоялась общероссийская научно-практическая конференция «Управление отходами производства и потребления в процессе перехода к экономике замкнутого цикла».
В ней приняли участие представители министерств Правительства Воронежской области, Российского экологического общества, ВГТУ и других вузов страны, руководители и сотрудники строительных и дорожных предприятий из разных регионов России. В качестве генерального спонсора конференции был представлен Союз дорожных организаций Воронежской области.
В пленарном заседании конференции принял участие и выступил министр дорожной деятельности Воронежской области Максим Оськин. Цели, которые поставили перед собой организаторы и участники научно-практической конференции, заключались в том, чтобы оказать экспертно-методологическое и экспертное содействие российским регионам при переходе на новую систему обращения с отходами при реализации федеральной программы «Экономика замкнутого цикла».
В рамках конференции планировалось рассмотреть и рекомендовать к применению научно-практические разработки ВГТУ в сфере строительных технологий замкнутого цикла и обращения с отходами. Ведь то, что у нас традиционно считается отходами в экономике замкнутого цикла считается ресурсом.
Открывая пленарное заседание конференции, первый проректор ВГТУ Игорь Дроздов подчеркнул, что «мы наконец пришли к пониманию того, что нужно объединять понятие «экологии» и «экономики замкнутого цикла».
— Уверен, что во время работы конференции мы закрепим сотрудничество между учёными и производственниками, — сказал Игорь Дроздов.
В своём выступлении на конференции министр дорожной деятельности Воронежской области Максим Оськин отметил актуальность поднятой в ходе конференции темы экономики замкнутого цикла, рассказал о совместной работе министерства дорожной деятельности и дорожных организаций Воронежского региона по вопросу удешевления ремонта региональных и межмуниципальных дорог и предложил разработать отраслевые нормы, которые будут иметь законодательную базу в процессе перехода к экономике замкнутого цикла.
Темы экономической безопасности, подготовки специалистов по обращению с отходами, изменения законодательства при переходе на экономику замкнутого цикла, утилизации отходов, очистки сточных вод и другие обсуждались на конференции, в выступлении докладчиков, комментариях и вопросах участников мероприятия. В каждом из них была научная мысль, то «золотое зерно», которое цементирует науку и производство, развивая и двигая их вперёд. Всего на конференции было представлено 34 доклада 40 авторов.
В своём докладе «Практика разработки и внедрения строительных технологий замкнутого цикла» кандидат технических наук, доцент кафедры строительных конструкций оснований и фундаментов имени профессора Ю.М.Борисова Сергей Золотухин акцентировал внимание участников конференции на следующих составляющих при переходе к экономике замкнутого цикла: экологическое просвещение, наука и подготовка специалистов для работы в условиях экономики замкнутого цикла.
Понятие экопросвещение активно входит в нашу жизнь, прививая нам знания об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, формируя экологическую культуру в обществе.
После окончании первой части конференции началась работа по секциям. На секции с участием представителей дорожной отрасли Воронежского и других регионов страны выступил с докладом «Рециклинг материалов для дорожного строительства. Использование вторичных строительных материалов в дорожном строительстве, с учетом фактической ситуации в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях» кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог» Федор Матвиенко.
Докладчик обратил особое внимание на то, что в Луганской, Донецкой и Запорожских областях образовалось большое количество отходов зданий и сооружений, которые нужно либо утилизировать на специальных полигонах, либо рассмотреть возможность их повторного использования в строительстве. Отдельный интерес вызывает применение строительных отходов в основаниях дорожных одежд на дорогах с низкой интенсивностью движения.
Проведенные кафедрой «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог» ВГТУ исследования позволили расширить номенклатуру строительных материалов, применяемых в дорожной отрасли с одновременным снижением стоимости дорожных работ. А применение в укрепленных цементом материалах модификатора Mador, разработанного с участием лаборатории кафедры «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог» ВГТУ, увеличивает прочность при сжатии, повышает морозостойкость, плотность и снижает водонасыщение укрепляемого цементом материала.
Но необходимо понимать, что замена высокопрочных щебёночных материалов на низкопрочные, полученные от сноса зданий, потребует решения различных инженерных задач. Необходима механическая разборка, сортировка и переработка строительных материалов, оставшихся после сноса зданий, разработка классификатора материалов и привязка к нормативным документам дорожного хозяйства, а также внесение изменений в существующие нормативные документы.
В связи с практическим применением доклада Федору Матвиенко было задано много вопросов. Директора Союза дорожных организаций Воронежской области Александра Кочегарова интересовало состояние производственно-технической базы для решения данного вопроса, необходимая техника, оборудование.
Прозвучавшие в ходе доклада предложения дорожники обсудят на заседании Правления, общем собрании и готовы вместе с профессорско-преподавательским составом ВГТУ поучаствовать в разработке данной темы применимо к дорожной отрасли региона.
Состоявшийся обмен мнениями по актуальным проблемам управления отходами производства и потребления, и, конечно же, подготовки специалистов в этой сфере будет способствовать развитию региональной системы обращения с отходами, укреплению связей между специалистами в этой области.
Ирина Плотникова
фото Дениса Петрова