Знания плюс опыт
Справедливо мнение о том, что оценить событие можно лишь сквозь призму времени. Совсем недавно прошла торжественная линейка в Воронежском государственном техническом университете. Молодым дипломированным специалистам преподаватели и родители пожелали «доброго пути» во взрослую жизнь.
Многое в ней будут определять те знания, которые ребята получили в вузе. Багаж знаний, их качество и объём можно было оценить во время защиты дипломов.
Представитель Государственной аттестационной комиссии, доктор технических наук, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГТУ Владислав Петрович Подольский рассказал о том, что студенты, которые обучаются 6 лет, хорошо подготовлены, ориентируются в научной литературе, разбираются в нормативных документах, соответственно и на защите диплома чувствуют себя спокойно и уверенно.
Бакалавры подготовлены слабее, поскольку учатся всего четыре года. Профессор Владислав Петрович Подольский уверен, что «самый оптимальный срок обучения студентов – пять, или шесть лет. Этого времени достаточно, чтобы подготовить инженеров дорожной отрасли».
— Но есть один важный нюанс – обучать студентов по специальностям дорожников и мостовиков нужно отдельно, тогда они будут лучше подготовлены в профессиональном плане, — подчеркнул Владислав Петрович Подольский.
Председатель Государственной аттестационной комиссии Василий Васильевич Говоров уверен, что «для будущих инженеров самое главное уметь читать документацию и разбираться в чертежах. А всю необходимую информацию можно почерпнуть из справочников».
Поделился своим мнением и член Государственной аттестационной комиссии, советник Председателя Правления Союза дорожных организаций Воронежской области Анатолий Владимирович Глагольев.
— В процессе обучения важен стимул. Вначале, при прохождении производственной практики. При условии, что к ней ответственно будут относиться студенты и их наставники. Хорошим стимулом для толковых добросовестных студентов станет возможность трудоустроиться сразу после получения диплома при содействии вуза и дорожных организаций, — подчеркнул Анатолий Владимирович Глагольев.
Кадровый вопрос в дорожной сфере уже который год не теряет своей актуальности. И это при том, что профессии проектировщика, дорожника, мостовика постоянно востребованы обществом, хорошо оплачиваются и котируются на рынке труда. Почему так происходит и на какие рычаги нужно нажать, чтобы решить вопрос с дефицитом кадров в дорожной отрасли? Да и с какой ступени начать его решать – со школы, вуза, или уже с дорожной организации?
Заведующий кафедрой проектирования автомобильных дорог и мостов ВГТУ, кандидат технических наук Андрей Владимирович Ерёмин уверен, что «профориентационную работу нужно начинать ещё со школы, чтобы ребята понимали куда они идут, что им ждать от профессии дорожника. Ведь в том, что по результатам ЕГЭ можно подать документы в несколько вузов есть и большой минус — выпускник школы настроен идти туда, куда его примут, главное – поступить».
С учётом своего длительного опыта работы в вузе Андрей Владимирович Ерёмин считает, что «популяризировать профессию дорожника, обучать и воспитывать молодые кадры нужно всем вместе: ВГТУ, департаменту дорожной деятельности Воронежской области, региональному Союзу дорожных организаций. Необходимо встречаться на площадке опорного вуза, либо департамента дорожной деятельности, или Союза дорожников, и намечать конкретные направления работы.
— Ведь дорожник сегодня – это не просто человек с лопатой в зелёном жилете. Дорожная отрасль сегодня – это наукоёмкое производство, в котором задействованы самые современные производственные и цифровые технологии. И если в ВГТУ и дорожных организациях нашего региона будет организован процесс прохождения практики в автоматическом, а не в ручном режиме, то потом, молодым специалистам будет легче адаптироваться в дорожных компаниях к работе и коллективу, — уверен Андрей Владимирович Ерёмин.
Представители профессорско-преподавательского состава ВГТУ говорили о том, что в этом плане они рассчитывают на Союз дорожных организаций Воронежской области, у дорожных компаний которого есть современная производственная база и опытные дорожники-наставники. Тем более, что дорожные организации крайне заинтересованы в приходе к ним молодых перспективных кадров.
Директор Союза дорожных организаций Воронежской области Александр Кириллович Кочегаров рассказал о том, что «содружество ВГТУ и Союза дорожников продолжается уже 8 лет, с момента создания общественной организации».
— Наш Союз принимает участие в подготовке кадров для дорожных организаций нашего региона. Ежегодно в дорожных компаниях Союза проходят практику 150 студентов ВГТУ и Борисоглебского дорожного техникума, часть из них остаётся работать в этих организациях после получения диплома. Помогает Союз и в вопросе технического оснащения вуза, принимает участие в «Ярмарках вакансий» и других мероприятиях дорожно-транспортного факультета ВГТУ, — отметил Александр Кириллович Кочегаров.
Доцент кафедры проектирования автомобильных дорог и мостов ВГТУ, кандидат технических наук Ольга Вадимовна Гладышева справедливо заметила, что «показателем качества подготовки студентов является их востребованность в дорожных организациях города Воронежа и области».
— Уже с третьего курса многие студенты работают в воронежских дорожных компаниях на хороших инженерных должностях, — поделилась своим мнением Ольга Вадимовна Гладышева.
С этим мнением солидарен генеральный директор организации, занимающейся строительством и ремонтом мостов ООО «Рустехнологии» Сергей Георгиевич Гусев, который постоянно взаимодействует с дорожно-транспортным факультетом ВГТУ и участвует в работе Государственной аттестационной комиссии.
— В этом году в нашей организации «Рустехнологии» проходили производственную практику 6 человек. Я уверен, что правильно организованный процесс прохождения практики кардинально меняет взгляды студентов, их отношение к выбранной специальности и даёт им возможность освоить профессию мостовика, дорожника, на одном языке пообщаться со своими коллегами. И все эти ступени мастерства ведут к тому, чтобы стать профессионалом своего дела, — считает Сергей Георгиевич Гусев.
Пообщавшись со студентами дорожно-транспортного факультета ВГТУ, без пяти минут инженерами, мы узнали о том, что их устраивает тот объём знаний, который они получают в вузе по дорожным специальностям. Как уже говорилось, многие из них работают после третьего курса. Так, например, Даниил Дубинин, получивший после 6 лет обучения специальность инженера-строителя уникальных зданий и сооружений, работает в Городской дирекции дорожного хозяйства и благоустройства.
— Я считаю, что в нашем вузе дают те знания, которые необходимы для будущей работы, — уверен Даниил Дубинин.
Статья закончена. Но точку ставить рано. Кадровая проблема в дорожной отрасли нашего региона и страны в целом требует дальнейшего обсуждения, новых предложений и идей, поэтому мы не завершаем разговор, а предлагаем продолжить его всех, кто причастен к происходящему в дорожной отрасли региона, кто заинтересован в её развитии. Диалог можно вести на выездных совещаниях, конференциях, во время «круглых столов», на сайте Союза дорожных организаций Воронежской области, в соцсетях департамента дорожной деятельности Воронежской области, в региональной прессе. Давайте все вместе поможем нашим детям определиться, чтобы профессия дорожника, мостовика, которые они выбрали, стали любимым делом всей их жизни.
Ирина Плотникова
фото Михаила Сергеева