Дорожник – это звучит гордо
Студенты, лихорадочно просматривающие чертежи на экранах своих гаджетов и по несколько раз повторяющие вступительное слово к своей дипломной работе – верная примета деятельности Государственной аттестационной комиссии, которая завершила свою работу в этом году на дорожно-транспортном факультете Воронежского государственного технического университета.
Будущие инженеры-дорожники заметно волновались, члены Государственной аттестационной комиссии были настроены на диалог с будущими инженерами, индивидуально подходили к каждому дипломному проекту, ведь на защиту диплома приходят молодые специалисты, а завтра они уже будут коллегами – инженерами.
Заведующий кафедрой «Проектирования автомобильных дорог и мостов» дорожно-транспортного факультета ВГТУ Андрей Ерёмин выразил своё мнение о том, что «защита дипломных проектов проходит нормально, ребята успешно справляются с поставленной задачей».
Завтра они уже будут показывать свои знания на производстве. Но проблему кадров в дорожной отрасли необходимо решать комплексно.
— Ориентировать молодое поколение на работу в дорожной сфере нужно еще со школьной скамьи, чтобы ребята знали куда они идут учиться, понимали значение и ценность своей будущей работы. Второе важное условие для адаптации в трудовом коллективе – это правильная организация производственной практики. Эта работа у нас в области организована, студенты проходят практику в министерстве дорожной деятельности Воронежской области, в компаниях Союза дорожных организаций Воронежской области. Но чтобы молодой человек не потерялся в дорожной организации обязательно нужно повсеместно развивать наставническую работу. Мы же не можем перенести учебу в дорожную организацию, для этого нет методологической базы, нет помещений. А вот организовать круглогодичный факультатив совместно с министерством дорожной деятельности Воронежской области, или региональным Союзом дорожных организаций вполне по силам, — поделился своими мыслями Андрей Ерёмин.
Наш собеседник уверен, что такая совместная работа позволит урегулировать процесс прохождения производственной практики, четко понимать и заранее знать сколько студентов и каких специальностей необходимо подготовить к летней производственной практике для дорожных организаций Воронежского региона.
Более полувека, а точнее — 53 года возглавляет Государственную аттестационную комиссию на дорожно-транспортном факультете Воронежского государственного технического университета Василий Говоров, советник генерального директора крупной дорожной организации ОАО «Дороги Черноземья». В ходе нашего разговора он тоже подчеркнул значимость наставнической работы.
— Если человек хочет трудиться и любит свою профессию, то он будет работать, у него всё получится. Сейчас к нам в компанию приходят грамотные ребята, с ними интересно работать. Но ведь условия труда в дорожной отрасли изменились. Раньше мы километр дороги в месяц сдавали, а сейчас дорожные организации делают в разы больше. Время предъявляет другие требования. Но, как и раньше, так и сейчас, неизменным остаётся умение инженера читать чертежи, разбираться в документации, быть профессионалом своего дела, — подчеркнул Василий Говоров.
Со стороны работодателей в Государственную аттестационную комиссию входит член Правления Союза дорожных организаций Воронежской области, советник Председателя Правления Союза Анатолий Глагольев. По его мнению, и министерство дорожной деятельности Воронежской области, и региональный Союз дорожных организаций должны уделять постоянное внимание работе с Воронежским государственным техническим университетом, поскольку кадровый вопрос в дорожной отрасли стал вопросом номер один. Ведь без профессионалов своего дела самая современная дорожная техника – груда железа. И в решении кадровой проблемы не нужно изобретать велосипед, можно заключать долгосрочные договора о совместной работе вуза, Заказчика, дорожных организаций, проводить совместные мероприятия, начиная от экскурсий студентов на ремонт и строительство дорог и вплоть до участия в работе Государственной аттестационной комиссии.
Во время нашей беседы Анатолий Глагольев акцентировал внимание на том, что учебный процесс должен быть гибким, но с учётом тех дисциплин, которые реально необходимы будущим дорожникам. Например, раздел дорожно-строительных материалов по каким-то причинам убрали из реестра учебных дисциплин дорожно-транспортного факультета ВГТУ. А ведь эта дисциплина изучает все виды дорожных строительных материалов, начиная от песка, грунта, щебня до битума и других материалов. Дорожникам без этих знаний не обойтись.
— Грамотное, продуманное, постоянное взаимодействие ВГТУ, министерства дорожной деятельности Воронежской области и Союза дорожных организаций Воронежской области – это фундамент успешной деятельности, — считает Анатолий Глагольев.
В работе Государственной аттестационной комиссии дорожно-транспортного факультета ВГТУ участвовал и заведующий кафедрой «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог», доктор технических наук, профессор Владислав Подольский. Защищали дипломы выпускники вуза, в основном представители заочного отделения дорожно-транспортного факультета ВГТУ.
У Владислава Подольского своё видение и своё мнение относительно решения кадрового вопроса в дорожной отрасли. Профессор, доктор технических наук ВГТУ Владислав Подольский считает, что «министру дорожной деятельности Воронежской области Максиму Оськину и его команде по силам создать кафедру именно практической направленности. Для этого нужно помещение, автобус и куратор из министерства, или дорожной организации. Студенты бы посещали производственные базы дорожных компаний, асфальтобетонные заводы, изучали бы на месте новые дорожные технологии».
Сейчас кафедрой «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог» ВГТУ прорабатывается вопрос о возможности применения отходов от сноса зданий в качестве материалов для строительства оснований дорожных одежд, укрепленных цементом. Проведённые исследования по оценке использования вышеуказанных материалов в дорожной отрасли позволят расширить номенклатуру применяемых дорожно-строительных материалов, с одновременным снижением стоимости дорожных работ. Есть у учёных ВГТУ и другие, не менее интересные разработки, для реализации которых нужны молодые пытливые умы.
— Если мы хотим сделать кадровый прорыв в дорожной отрасли, то нам необходимо скорректировать учебные планы, отделить строительные дисциплины от дорожных, поскольку это все же две разные отрасли. Ввести учебный курс, касающийся дорожных лабораторий. У нас в вузе есть современная, лаборатория, в которой студенты проходят только практику, но нет учебной дисциплины, которая позволила бы будущим дорожникам изучить основы лабораторной деятельности, а ведь именно лаборатория является сердцем дорожной организации.
Помимо деловых и востребованных современной наукой предложений есть у Владислава Подольского мечта — одеть студентов дорожно-транспортного факультета Воронежского государственного технического университета в форму инженеров путей сообщения — это было бы красиво, элегантно и возвышенно. Да и такое выражение, как честь мундира не было бы пустым звуком.
Ежегодно в мероприятии по защите дипломов дорожно-транспортного факультета ВГТУ принимает участие директор Союза дорожных организаций Воронежской области Александр Кочегаров, который считает взаимодействие с ВГТУ неотъемлемой частью работы вуза и Союза дорожников.
Защита дипломов — это не единственное мероприятие, на которое приглашают представителей Союза дорожных организаций Воронежской области. Мы участвуем в ярмарках вакансий, в студенческой весне, в организации летней производственной практики студентов дорожно-транспортного факультета ВГТУ, — рассказал Александр Кочегаров.
Директор регионального Союза дорожных организаций сказал, что «у садоводов есть такое понятие — какова рассада, таков и урожай».
— Выпускника дорожно-транспортного факультета ВГТУ так же видно уже на стадии защиты диплома, можно сделать вывод о том как он подготовлен, какой из него получится специалист. Хорошего инженера нужно готовить в вузе, и идея о создании кафедры практической направленности нужна и своевременна. Это бы дало толчок в решении кадрового вопроса, было бы реальной помощью в организации практических занятий. Сразу стало бы видно каких профессионалов мы готовим, кого практикуем. Идея очень хорошая, но она требует проработки в нашем профильном министерстве дорожной деятельности Воронежской области.
На сегодняшний день министром дорожной деятельности Воронежской области Максимом Оськиным и ректором Дмитрием Проскуриным подписано соглашение о сотрудничестве, направленное на практикориентированное образование.
В ходе реализации данного соглашения, несомненно, пригодятся высказанные в этой статье предложения и идеи.
Ирина Плотникова,
фото Алексея Сергеева